|
Рис. 310. Устройство генератора переменного тока фирмы Bosch: 1 — гайка, 50 Н·м; 2 — шайба; 3 — шкив; 4 — упорная шайба; 5 — шайба; 6 — крыльчатка охлаждения; 7 — болт; 8 — стягивающий болт; 9 — передняя крышка генератора; 10 — подшипник со стороны привода; 11 — удерживающая пластина подшипника; 12 — упорное кольцо; 13 — шпонка; 14 — ротор; 15 — задний подшипник; 16 — статор; 17 — болт; 18 — выпрямительный блок; 19 — пластиковая изоляционная втулка; 20 — пластиковая втулка подшипника; 21 — корпус генератора; 22 — регулятор напряжения; 23 — изоляционная шайба; 24 — болт крепления регулятора напряжения; 25 — шайба; 26 — конденсатор; 27 — болт; 28 — гайка, 16 Н·м; 29 — пружинное кольцо; 30 — гайка вывода «D+»; 31 — пружинное кольцо; 32 — шайба
|
Работы по разборке генератора необходимо проводить в следующем порядке (
рис. 310
):
|
Рис. 311. Отворачивание гайки крепления шкива
|
- отвернуть гайку вала ротора и снять с вала шкив, вентилятор и дистанционную шайбу. Вал при этом можно удерживать от проворачивания, установив на шкив старый клиновой ремень, а генератор зажав в тиски (
рис. 311
), или можно установить шестигранник в конец вала и отвернуть гайку. Для снятия шкива использовать двух- или трехлапый съемник. Обратить внимание на то, чтобы установленный шкив соответствовал данному типу двигателя;
- вынуть шпонку из вала;
- отвернуть регулятор напряжения вместе со щеткодержателем и снять его (см. описание выше);
- пометить взаимное расположение передней крышки и корпуса генератора и вывернуть из корпуса два стяжных болта. Снять крышку, для чего при необходимости использовать пластмассовый молоток;
|
Рис. 312. Снятие подшипника со стороны привода с ротора
|
- крышку с установленным ротором зажать в тиски и снять ротор трехлапым съемником, как показано на
рис. 312
. При выпрессовке ротора болты удерживающей пластины подшипника могут быть вырваны. Поэтому при установке съемника внимательно следить за тем, чтобы его лапы были заведены за пластину, а не только за крышку. Если нужно вынуть подшипник, отвернуть болты с внутренней стороны и выпрессовать подшипник;
- демонтировать подшипник с вала ротора. Если используется съемник, завести его под внутреннее кольцо подшипника;
- выпрямительный блок отпаять от статора. При этом для отвода тепла удерживать щипцами провода у мест пайки. Перегрев диодов недопустим. Снимать диоды рекомендуется при наличии соответствующих приборов и опыта.
Проверка щеток и щеткодержателя
Проверить контакт щеток с контактными кольцами. Проверить подвижность угольков щеток в направляющих, при необходимости очистить держатель щеток снимающей жир жидкостью.
|
Рис. 309. Замер длины щеток (а — не менее 5,0 мм)
|
Если выступающая часть щеток менее 5,0 мм (см.
рис. 309
), необходима замена щеток. Для измерения следует использовать линейку.
Проверка ротора
|
Рис. 313. Способ подключения омметра для проверки замыкания обмотки ротора на «массу»
|
Если контактные кольца загрязнены или покрыты жиром, протереть их тряпкой, смоченной жидкостью, растворяющей жир. Царапины можно отполировать самой мелкозернистой шкуркой. Для проверки изоляции приложить контактные провода омметра к сердечнику ротора и контактным кольцам. Если значение сопротивления не стремится к бесконечности, ротор необходимо заменить (
рис. 313
).
|
Рис. 314. Проверка ротора на короткое замыкание или обрыв цепи
|
Проверить обмотку ротора на электропроводность, для чего оба контактных провода омметра приложить к контактным кольцам (
рис. 314
). Значение сопротивления должно находиться в пределах от 2,8 до 3,0 Ом. Если значение стремится к бесконечности, цепь разорвана или в ней замыкание. В обоих случаях необходима замена ротора или установка исправного бывшего в употреблении генератора.
Проверка статора
|
Рис. 315. Проверка обмотки статора на короткое замыкание
|
|
Рис. 316. Проверка обмотки статора на обрыв цепи
|
При коротком замыкании место повреждения можно определить визуально вследствие возникающего прогорания. В противном случае приложить один контакт омметра к наружнему кольцу 1 (
рис. 315
) статора, а другой — по очереди к выводам 2, 3, 4, 5 обмотки статора. Прибор должен показывать бесконечность. Для проверки обмотки на обрыв цепи контакты омметра по очереди подключить между выводами обмотки статора 1 и 2; 1 и 3; 1 и 4; 2 и 3; 2 и 4; 3 и 4 (
рис. 316
). Если значение стремится к бесконечности — цепь разорвана. Нормальное значение сопротивления должно составлять 0,10—0,11 Ом.
Проверка диодов выпрямителя
Точная проверка диодов на пропускание прямого напряжения и определение обратного тока возможны только при помощи специального прибора, поэтому ее лучше доверить специалистам.
Сборка
При сборке следует использовать
рис. 310
, где изображено устройство генератора. Гайку крепления шкива затянуть моментом 80 Н·м. Также обратить внимание на правильную установку щеток.
Возможные неисправности генератора
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
А. Красная контрольная лампа не загорается при включении зажигания
|
1. Аккумуляторная батарея разряжена
|
Пустить двигатель «прикуриванием» или с помощью буксира
|
2. Обрыв провода от батареи
|
Проверить провода и клеммы батареи, при необходимости заменить
|
3. Перегорела лампа
|
Заменить лампу
|
4. Обрыв провода между замком зажигания, контрольной лампой и генератором
|
Проверить цепь пробником
|
5. Обрыв провода «массы» между генератором и корпусом
|
Проверить провод
|
6. Изношены щетки
|
Заменить щетки
|
7. Неисправен регулятор напряжения
|
Заменить регулятор
|
8. Неисправен генератор
|
Отремонтировать генератор
|
9. Генератор намок во время мойки
|
Продуть сжатым воздухом
|
В. Красная контрольная лампа горит или мигает при работающем двигателе
|
1. Неисправен ременный привод
|
Проверить привод
|
2. Контакты проводов
|
Проверить
|
3. См. А6, А7, А8
|
|