Для измерения гильз цилиндров в средней и нижней части необходим специальный индикатор для обмера цилиндров (нутромер). Без данного прибора нижеперечисленные работы выполнить будет невозможно.
|
Рис. 55. Места замера отверстий гильз цилиндров: А — замер в продольной оси двигателя; В — замер в поперечной оси двигателя; а — верхняя точка остановки верхнего поршневого кольца; b — нижняя точка остановки поршня; с — нижняя точка остановки маслосъемного кольца; 1, 2, 3 — точки замера
|
|
Рис. 56. Замер отверстий цилиндров с помощью нутромера
|
Отверстия гильз цилиндров должны замеряться в продольной и поперечной осях, как показано на схеме
рис. 55
. Если эти работы выполняются на двигателе, установленном на автомобиле, то третья точка измерения будет находиться прямо над поршнем, остановленном в НМТ. Две другие точки измерения лежат соответственно выше. Нутромер опускается в гильзу цилиндра, как показано на
рис. 56
. В общей сложности на каждой гильзе цилиндра необходимо выполнить по 6 замеров. Результаты всех замеров необходимо аккуратно записать, а затем сравнить с техническими данными (см. прил. 1).
Следует помнить, что в случае обнаружения размерных отклонений хотя бы на одном цилиндре, все цилиндры необходимо будет растачивать. Размерное отклонение 0,20 мм от номинального, будь то в продольной либо в поперечной оси, допустимо. Если износ превышает допустимые пределы, то в этом случае можно заменить гильзы цилиндров. Эта работа должна выполняться только на специализированной СТО.
|
Рис. 57. Замер диаметра поршня
|
Окончательно размер отверстия цилиндра определяется суммой диаметра поршня, замеренного в 10 мм от нижней кромки юбки поршня, и рабочего зазора поршня, который составляет от 0,017 до 0,043 мм. На
рис. 57
показаны места установки микрометра. Кроме того, необходимо учитывать припуск на хонингование цилиндров, который должен составлять 0,03 мм. Рабочий зазор поршня не должен отклоняться от заданного более чем на 0,12 мм.
Для проверки рабочего зазора поршня необходимо замерить размеры поршня и отверстия гильзы цилиндра, как было описано выше, и определить разницу полученных результатов замеров по каждой паре поршень—цилиндр. Если результат превышает 0,12 мм, то необходимо провести расточку цилиндров либо установить новые гильзы цилиндров, так как рабочий зазор достиг предельного значения износа.