Уровень электролита
Аккумуляторная батарея необслуживаемая. В нее залит электролит — раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Поскольку вода из раствора может испаряться, время от времени нужно проверять уровень электролита и доливать дистиллированную воду. Уровень электролита должен находиться между метками на корпусе батареи. Устанавливаемая на заводе батарея защищена от перелива. Для заливки воды отвернуть пробку сверху батареи и залить дистиллированную воду, пока электролита не станет видно.
Степень заряженности
|
Рис. 303. Проверка плотности электролита: 1 — ареометр; 2 — метка уровня электролита
|
|
Рис. 304. Измерение плотности электролита
|
Для проверки используется ареометр. Отвернуть пробку сверху батареи и протолкнуть наконечник прибора через резиновую защиту от перелива (
рис. 303
). Резиновой грушей ареометра откачать столько электролита, чтобы поплавок прибора свободно плавал в жидкости (
рис. 304
). В зависимости от степени заряженности батареи электролит имеет различную плотность, которая определяется по уровню погружения поплавка прибора. При значении 1,28 батарея заряжена полностью, при значении 1,12 — полностью разряжена. Промежуточные значения указывают на соответствующую степень заряженности.
Зарядка батареи
В сильно разряженную батарею доливать дистиллированную воду можно только после зарядки. При зарядке уровень электролита поднимается, поэтому полностью заправленная батарея может поэтому «закипеть». Ток зарядки сначала не должен превышать 10% емкости батареи. В зависимости от используемого зарядного прибора в дальнейшем ток зарядки постепенно снижается. Батарея полностью заряжена, когда плотность электролита не изменяется в течение 2 часов.
Пробки батареи должны быть вывернуты и положены на наливные отверстия для того, чтобы образующийся из кислорода и водорода взрывоопасный газ улетучивался. Поскольку при зарядке бывает трудно избежать брызг электролита, поверхность вокруг батареи рекомендуется прикрыть, например газетой. При зарядке закрытое помещение должно проветриваться. Ни в коем случае нельзя пользоваться открытым огнем.
При использовании бытового зарядного устройства батарею можно не снимать с автомобиля, провода — не отсоединять. При использовании быстрозарядного устройства необходимо отсоединить обе клеммы батареи, чтобы не повредить диоды генератора, электронные устройства, магнитолу и т.д. В этом случае ток зарядки не должен превышать 50% емкости батареи, время зарядки не более 30 минут.
Снятие и установка батареи
|
Рис. 305. Расположение батареи
|
Батарея установлена в моторном отсеке в месте, показанном на
рис. 305
. Перед снятием батареи выключить зажигание. Снять боковые и верхнюю пластиковые защитные крышки. Отвернуть и снять отрицательную и положительную клеммы. Отвернуть болты держателей батареи, снять их, после чего вынуть батарею. Сначала следует отсоединить отрицательную клемму. Перед установкой сначала очистить клеммы и смазать составом для клемм. Сначала присоединить и привернуть положительный провод. Болты крепления батареи затянуть моментом 20 Н·м.
Примечание
Если на автомобиле установлена магнитола с кодовой защитой от кражи, после снятия батареи потребуется ввести код.
|
Если автомобиль долгое время не эксплуатируется, необходимо отсоединить «минусовый» провод, чтобы такие потребители электроэнергии, как, например, часы, не разряжали батарею. Заряжать батарею необходимо не реже одного раза в 3 месяца, так как разряженная батарея быстрее выходит из строя.
Утилизация батареи
При замене батареи старую необходимо утилизировать. Нельзя выбрасывать батарею вместе с бытовым мусором. Следует отыскать место, где принимают использованные аккумуляторные батареи. При перевозке батареи в автомобиле надо следить за тем, чтобы она не перевернулась. В этом случае электролит вытечет и автомобиль будет поврежден. После работы с аккумуляторной батареей надо вымыть руки — нельзя вытирать их об одежду.
Пуск двигателя при разряженной батарее
|
Рис. 306. Порядок подключения во время «прикуривания»: 1 — положительная клемма батареи, от которой «прикуривают»; 2 — положительная клемма разряженной батареи; 3 — отрицательная клемма батареи, от которой «прикуривают»; 4 — подключение к «массе» на блоке цилиндров
|
Проще всего использовать провода для «прикуривания», которые должны иметь достаточное сечение и надежные клеммы. Лучше приобрести более дорогие медные провода. Изоляция более дешевых алюминиевых проводов нагревается, поэтому при снятии клемм можно обжечь пальцы. Сначала присоединять положительный провод к обеим положительным клеммам, затем отрицательный. На
рис. 306
показано, как следует подсоединять провода.
Необходимо учитывать следующие меры предосторожности:
- напряжение и емкость батарей должны быть одинаковыми;
- чтобы не было замыкания с «массой», автомобили не должны касаться друг друга;
- выключить все потребители электроэнергии;
- отрицательный провод от батареи-«донора» не присоединять к отрицательной клемме заряжаемой батареи. На
рис. 306
данный провод присоединен к блоку цилиндров;
- двигатель автомобиля, от которого «прикуривают», должен быть остановлен!
Пуск с помощью буксира
Неосторожная буксировка может привести к серьезным повреждениям. Помните о том, что при неработающем двигателе не действуют ни усилитель тормозов, ни гидроусилитель руля. По этой причине использовать этот способ не рекомендуется. В случае крайней необходимости надо строго соблюдать следующие меры предосторожности:
- аккумуляторная батарея должна быть установлена и подключена;
- если двигатель не пускается сразу, возможно, поврежден каталитический нейтрализатор;
- для буксировки следует использовать надежную буксировочную штангу;
- сигнальная лампа системы предварительного подогрева должна погаснуть;
- включить 2 или 3 передачу;
- после начала движения медленно отпустить педаль сцепления и нажать на педаль подачи топлива.
Пустить двигатель с помощью буксировки можно и у автомобиля с автоматической КП. При этом необходимо придерживаться следующих мер предосторожности:
- ключ в замке зажигания перевести в положение 2 и подождать, пока погаснет лампа устройства предварительного подогрева;
- рычаг КП перевести в положение N;
- начать буксировку (непременное условие — надежная буксировочная штанга). При холодной КП не следует буксировать при скорости свыше 25 км/ч, при подогретой — более 40 км/ч. Удерживать эту скорость примерно 2 минуты, чтобы в КП образовалось необходимое давление;
- перевести рычаг КП в положение 2;
- не нажимать на педаль подачи топлива, пока КП не прокрутит двигатель. После того как двигатель пустится, немедленно перевести рычаг КП в положение N.
Если двигатель не пускается
В этом случае автомобиль нужно отбуксировать, учитывая следующее:
- усилитель тормозов и гидроусилитель рулевого управления при неработающем двигателе не функционируют;
|
Рис. 307. Буксирная проушина
|
- для буксировки использовать только надежную буксировочную штангу, место закрепления которой указано на
рис. 307
.
При установленной механической КП
Буксировка допускается не более чем на 100 км без снятия карданного вала. Рычаг КП установить в нейтральное положение. Если расстояние буксировки больше, снять карданный вал.
При установленной автоматической КП
Буксировка допускается не более чем на 50 км без снятия карданного вала. Не превышать скорость 40 км/ч. Если расстояние буксировки больше, снять карданный вал.